Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Вторник, 24.10.2017, 12:19
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: mipora 
Форум » Fun Family Moomin » Персонажи » Нагота персонажей (Небольшое размышление)
Нагота персонажей
miporaДата: Воскресенье, 23.10.2011, 21:03 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Старшые Модераторы
Сообщений: 445
Репутация: 0
Статус: Offline
Этот вопрос несколько раз поднимался на различных тематических ресурсах. И у поляков, кстати, тоже. Время от времени думал над ним, и вот, похоже, нашёл рациональное объяснение.

Некоторые зрители сериала задаются вопросом: почему Муми-тролль, фрекен Снорк, Снорк, Снифф и Стинки ходят без одежды, Малышка Мю, Снусмумрик, Инспектор, Филифьонка с детьми, Мюмла, Ведьма, Алиса и Хемуль одеты, а Муми-папа и Муми-мама одеты частично?
Снусмумрик, Алиса, Малышка Мю, Ведьма и Мюмла - люди. А в детских мультфильмах человеческие существа по вполне понятным причинам всегда носят одежду. Стинки такой волосатый, что одежда ему вообще ни к чему. Значительно сложнее обстоят дела с антропоморфными персонажами: непонятно, почему Хемуль носит платье в то время как Муми-папа - только цилиндр? Почему одеты дети Филифьонки в то время как раздеты все остальные друзья Муми-тролля? Здесь уже не отмахнёшься, мол, существа это сугубо сказочные, можно сказать, ожившие животные, вот и одежда им не положена. Как тогда объяснить Филифьонку и Инспектора? А если все должны соблюдать приличия то как смеет режиссёр выпускать главных героев на экран голыми? Пробуем разделить персонажей по возрасту - и снова ерунда: дети Филифьонки одеты, а Муми-папа и Муми-мама практически не имеют одежды, Хемуль, Мюмла и Инспектор одеты как полагается. Следовательно, ни возрастом, ни степенью похожести на человека объяснить данный феномен невозможно.
При просмотре мультсериала подобные моменты не вызывают дискомфорта. Одних одели, других - нет, ну и что? Когда герой впервые появляется на экране, его образ сразу же запоминается как эталонный. Голый? Значит, таким и должен быть. Вот если его сначала одеть, а потом раздеть, или наоборот, вот тут и появятся вопросы. Если вспомнить советские мультфильмы, то там тоже возникали ситуации, когда одна часть зверушек одета, а другая - нагишом. И ничего. Цензура пропускала. А цензура тогда была очень строгой, не то что сейчас. В чём же причина?
Дело в том, что мультфильм, как и любая сказка, представляет собой упрощённое отражение реального мира, где все вещи теряют многогранность, превращаются в символическое подобие самих себя. Остаются лишь те свойства, которые по ходу развития сюжета будут оказывать воздействие на героев повествования, могут быть использованы ими, либо характеризуют их. Потому проблему одежды следует рассматривать именно с позиции оценки её влияния на восприятие персонажа зрителем.
Одежда давно превратилась из средства защиты от холода в нечто гораздо большее. Цвет, покрой, манера одеваться - всё это характеризует человека. Этот факт не мог не повлиять на сказочно-мультипликационный мир, в котором он породил целый набор правил. Какую же роль играет одежда в нашем мультсериале? Как она характеризует его героев?
Основная психологическая особенность одежды заключается в том, что она ограничивает. Не только тело, но и разум. Она диктует нам, что можно, а чего нельзя. Она ставит рамки дозволенного. Она заставляет следовать предписаниям. Одеться - значит подавить свои желания, принять установленные социумом правила. "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги" – именно так Адама и Ева начали свой путь из райского сада. Нагота символизирует свободу и в то же время чистоту помыслов - всё то, что утратили люди после изгнания из небесных чертогов. И каждого из нас в глубине души тянет обратно, а нагота главных героев наряду с безмятежными пейзажами вызывает у нас нечто отдалённо напоминающее райские видения. Ничего ужасного или необыкновенного в этом нет: мотив сей присутствовал и присутствует в миллионах произведений искусства на протяжении всей истории человечества. Вот почему на форумах часто можно встретить высказывания отдельных пользователей о том, что они хотели бы очутиться в Муми-доле.
Итак, совершенно раздетый Муми-тролль и его друзья как бы показывают нам, что они полностью счастливы, им нечего утаивать от посторонних глаз, их души открыты нараспашку, и они нимало не смущаются, когда кто-нибудь туда заглядывает. Даже не слишком хороший Снифф совершенно не стесняется демонстрировать свой характер. Какая бы безумная идея их не посетила, какой наивной ни показалась бы взрослым их мысль, они без промедлений берутся за дело, не страшась демонстрировать свои ошибки, свою радость, сомнения, любовь. Они всегда и во всём встречают только поддержку и понимание. Быть нагим душой и телом, не стыдясь этого, не будучи за это осмеянным и наказанным - роскошь, доступная лишь детям и безумцам.
Немного другая ситуация с Муми-папой и Муми-мамой. Хотя по духу они точно такие же, как Муми-тролль, но прожитые годы накладывают свой отпечаток: им хорошо известно, что мир не заканчивается за горной цепью, опоясывающей Муми-дол; существует множество опасностей, как угрожающих извне, так и способных возникнуть в самой долине. Да и местность, в общем-то, расположена не в тропическом поясе: еда в изобилии с веток не свисает, случаются дожди, бури, наводнения, а зима - суровая и снежная. Задача Муми-мамы (и в меньшей степени - Муми-папы) - ценой личных усилий свести к минимуму рутинный труд и опасности, давая возможность Муми-троллю и его друзьям и дальше наслаждаться всеми прелестями беззаботного детства. Поэтому родители Муми-тролля как бы стоят на границе двух миров: мира детских игр и мира суровой взрослой действительности. Именно от них зависит то, насколько надёжна эта граница, как далеко она простирается. Хотя они и не связаны условностями по рукам и ногам, и тоже могут вкушать радости жизни, но всё-таки на них лежат определённые обязательства, что и выражено через ношение предметов одежды: передника, трости и цилиндра. Все эти вещи не мешают им заниматься своими делами, и в то же время настойчиво напоминают о долге перед младшими.
Инспектор от макушки до пят облачён в форму блюстителя правопорядка. Его призвание - вступать в бой с изнанкой общества. Ему более чем кому-либо иному приходится ограничивать и заставлять себя, и потому на нём больше всего одежды. Тяжёлая каска подчёркивает серьёзность и опасность выполняемой им задачи, довлеет над ним, подобно его долгу перед жителями всего Муми-дола. И правда, Инспектор никогда не шутит, предельно серьёзен, очень сдержанно проявляет эмоции, дружбы ни с кем не водит, стесняется своих чувств к Мюмле: а вдруг это не по уставу? Форменная одежда, как известно, влияет на психику человека. От врача, солдата или проводника в поезде мы ждём вполне определённых действий. Ведь если бы Инспектора отправили выполнять свой долг в пляжных шортах и майке, это было бы нелепо, не так ли?
Филифьонка - дело другое. Она собственноручно установила для себя правила, и не только сама неукоснительно следует им, но и пытается привить их своим детям. Потому она одета с головы до ног в явно неудобное платье, которое стесняет движения, да и под платьем, судя по всему, что-то вроде рубашки на пуговицах. Двойной покров. И если широкий плащ Инспектора даёт ему возможность бегать, то узкий подол Филифьонки такой вольности не допустит. Это проявляется и в поведении обоих персонажей: Инспектор более эмоционален, нежели Филифьонка. О том, что она воспитывает детей в своём духе, можно узнать даже не смотря мультфильм: они одеты в балахоны одинакового покроя, цвет которых такой же, как и у платья их матери. Правда, подолы балахонов не стянуты, как платье Филифьонки. Значит, надежда всё ещё не потеряна.
И Хемуль тоже весьма ограничен: весь его интерес - растения. Потому и одет он плотно. К тому же, именно таким он и есть в книге.
Хотя Снорк и не носит одежды, сделано это скорее с целью заставить зрителя воспринимать его и фрекен Снорк как ровесников. Иначе бы Снорк превратился в гораздо более старшего брата или даже в кого-то вроде опекуна. И всё-таки он иногда одевается: во время экспериментов на нём белый халат, что подчёркивает его статус изобретателя.
В заключение можно сказать ещё пару вещей. Одежда также проводит границу между миром взрослых и миром детей. Всё-таки без своего передника Муми-мама выглядела бы не слишком похожей на домохозяйку, а Муми-папа без цилиндра сразу теряет всякий авторитет. Инспектор, Муми-папа и Муми-мама уже давно привыкли к своим ролям, равно как и к тем атрибутам, которые им сопутствуют. Оказавшись без передника, Муми-мама чувствует себя очень неприятно, ей приходится искать ему временную замену (16 серия), Муми-папа не ощущает себя Муми-папой без своего цилиндра (55 серия), а Инспектор скорее согласен носить на голове заколдованную каску, нежели ходить без неё (41 серия). Всё это подтверждает выводы о том, что предметы одежды позиционируют их носителя в социальной среде Муми-дола, служат символическим выражением их обязанностей.
На самом деле, тема широкая, развивать можно долго, но времени на это нет.
 
Форум » Fun Family Moomin » Персонажи » Нагота персонажей (Небольшое размышление)
Страница 1 из 11
Поиск: